Самый главный лекторий: как россияне учатся и учат на Coursera

Мои отношения с качественными бесплатными онлайн-курсами начались 5 лет назад, когда в поисках интеллектуального досуга я набрела на открытые курсы на сайте Йельского университета. Это были (и до сих пор там лежат) видеозаписи полуторачасовых лекций as is; качество хромало, звук шипел, но я не сдавалась.

Потом появилась Coursera, и всё стало гораздо интереснее. Во-первых, вузов сразу много; все хорошие. Во-вторых, лекции короткие, и их удобно смотреть. В-третьих, тысячи слушателей (и с ними можно общаться) и доступные преподаватели (им можно задавать вопросы).

За полтора года я успела пройти больше десятка курсов, от Истории голливудского кино до Социальной психологии, и не собираюсь останавливаться на достигнутом. А тут как раз в Москву приехала Инесса Роман-Погоржельская — человек, который сегодня занимается налаживанием связей между Coursera и российскими вузами. Я напросилась взять интервью, и мы поговорили о том, как и зачем сегодня работает самая крупная платформа бесплатного онлайн-образования в мире вообще и в России в частности.

14182226_10154363976039627_282860566_n

Кто представляет Россию на Coursera?

Российские вузы пришли на платформу в 2013 году, и сегодня их три: Высшая школа экономики, МФТИ и Санкт-Петербургский государственный университет. У Вышки сейчас 22 курса (часть из них ещё не началась, но уже объявлена на сайте), у Физтеха — четыре, а у Петербургского университета пока только один. В этом году мы начнем работать ещё с несколькими университетами, и это часть моей работы — договариваться с новыми партнёрами, объяснять, чем им может быть полезна Coursera.

А чем она может быть полезна? Зачем вообще вузам понадобилось выходить в онлайн? 

Есть несколько причин. Первая — это повышение своего влияния на мировом уровне. Можно назвать это работой на престиж, пиаром или как-то иначе, но всё сводится к тому, что о вузе узнаёт большое число людей. Потом, пройдя открытый массовый курс определенного университета, слушатель, возможно, захочет продолжить учиться в нём очно или пройти одну из его онлайн-программ, — это возможность конвертировать слушателей в реальных студентов. Есть интересные модели, которые используют наши университеты-партнёры: они размещают свой онлайн-курс, а дальше предлагают продолжить обучение на своей магистерской программе или MBA.

Вторая причина касается педагогики. Университеты очень консервативны, и это во всём мире так, не только в России. Зачастую они преподают одно и то же по многу лет, не получая обратной связи от коллег, других преподавателей и студентов. Присутствие в интернете в открытом режиме дает возможность такую обратную связь получить. На Coursera есть форумы, где люди задают вопросы, указывают на непонятные места, обсуждают, что можно было бы улучшить. Преподаватели все это читают, делают выводы и вносят изменения.

Со своей стороны, мы предоставляем им очень много данных: сколько людей зарегистрировалось на курс, сколько из них дошло до конца, на каком этапе люди чаще всего бросают курс, как они проходят тесты, какой процент слушателей покупает подтверждённые сертификаты. И всё это даёт преподавателю возможность переосмыслить свою работу и что-то в ней улучшить. Например, можно посмотреть статистику и увидеть, что в тесте есть вопрос, на который люди с первой попытки в основном отвечают неправильно. Либо там один из вариантов ответа похож на правильный, но на самом деле неверный, либо сам вопрос сформулирован непонятно, либо та часть курса, которой посвящён вопрос, была недостаточно хорошо объяснена. И тогда можно переделать лекцию, включить в неё дополнительные материалы, после чего запустить вторую итерацию теста и посмотреть, как изменятся результаты. Это возможность оценить свой курс в таком глобальном масштабе.

И ещё один аспект — это смешанное обучение, возможность оптимизировать учебный процесс, заменив какие-то привычные элементы типа лекций на онлайн-курсы. То есть, преподаватель может сказать: идите на Сoursera, посмотрите лекции там, потом приходите на семинар и я буду отвечать на ваши вопросы, мы будем делать проекты, лабораторные работы и так далее. Эта тема очень востребована сейчас, и, например, ВШЭ уже засчитывает своим студентам курсы, которые они проходят на Coursera.

Наконец, есть финансовая выгода. Пользователи могут пройти любой курс бесплатно, но если они хотят получить подтверждённый именной сертификат от университета, чтобы добавить его в свой профиль на LinkedIn или в резюме, они могут его купить (сертификат стоит 49 долларов, и его покупают примерно 30% слушателей). Доход от сертификатов университет и Сoursera делят пополам.

Если судить по моему опыту и по опыту моих друзей, в России Coursera все же больше воспринимается как род интеллектуального досуга. Причем это касается и слушателей, и работодателей. В лучшем случае заработанный сертификат даст понять хедхантеру, что перед ним модный кандидат, у которого все хорошо с английским, но вряд ли существенно повлияет на решение о найме. Есть в этом доля правды?

Наши данные говорят о том, что основной костяк слушателей, примерно 50%,  — люди в возрасте плюс-минус 30 лет с законченным высшим образованием, которые работают полный рабочий день. Темы, которые они выбирают, довольно прикладные, и скорее можно предположить, что они приходят повышать квалификацию, а не просто интересно провести время.

Другая группа слушателей — абитуриенты и студенты, которые используют Coursera как дополнение к основной учебной программе.

И есть много людей (примерно 40%), которые действительно слушают курсы для общего развития. Кстати, в этой группе интересное распределение по возрастам: пик в 25 лет и следующий пик в 55. Вообще в мировом масштабе пенсионеры составляют 4% слушателей Coursera. Правда, в России их только 0,19%. Вероятно, потому, что наши пенсионеры не владеют технологиями или недостаточно хорошо знают английский язык, а на русском нужных им курсов нет.

И все же основные слушатели — это 30-летние профессионалы, которые идут за конкретными навыками.

Которые уже поработали и поняли, где у них пробелы?

Да, именно так. К примеру, я изучала маркетинг. Но когда я его изучала, направления Digital еще не существовало, никто этому не учил, а сегодня всем нужны специалисты, которые разбираются в цифровом маркетинге. Coursera как раз то место, где люди могут эти знания добрать.

Как к этому относятся российские работодатели, сложно сказать; думаю, это зависит от конкретной компании. Но наличие сертификата Coursera как минимум показывает, что кандидат заинтересован в собственном развитии, и при прочих равных это скорее хорошо. Есть американские исследования, которые показывают, что компании  обращают внимание на сертификаты Coursera при найме сотрудников и сами используют онлайн-курсы для внутреннего обучения. В России такие исследования не проводились, зато есть данные Левада-Центра и ВШЭ за март 2015 года, которые говорят о том, что 27% россиян получают дополнительное образование, и 50% из них хотят повысить свою квалификацию.

Достаточно ли прослушать один курс, чтобы разобраться в цифровом маркетинге?

Конечно, не всегда. Сейчас мы запустили новый продукт «Специальности» — как раз для тех людей, которые хотят освоить новое для себя направление. Это уже полноценная учебная программа, которая состоит из нескольких курсов и дипломного проекта. Она длится дольше, стоит, соответственно, дороже, там все серьезнее. Дипломные проекты могут создаваться в сотрудничестве с компаниями, студент не просто решает абстрактную проблему, а, например, работает над реальным проектом для Google, и это будет красивой строчкой в резюме. Курсы можно смотреть и бесплатно, но к дипломному проекту допускаются только те, кто прослушал все курсы и оплатил обучение, потому что работа над дипломным проектом требует более плотного участия преподавателя. Как и для обычных курсов, для специальностей доступна опция финансовой помощи, если человек не может оплатить их самостоятельно, — для этого нужно подать заявку и подтвердить свои финансовые обстоятельства и высокую заинтересованность в обучении.

Есть еще один шаг навстречу слушателям, о котором стоит упомянуть. На Coursera — кто пробовал, тот знает — курсы всегда проходили в виде сессий. Были конкретные сроки: когда курс начинается, когда заканчивается. Потом мы поняли, что поскольку наши пользователи — взрослые работающие люди, они не могут подстраивать свою жизнь под расписания курсов. Вот человек приходит, находит для себя интересный курс, но он сейчас не идёт, а начинается, например, через месяц. Он либо расстраивается и уходит, либо записывается, но к моменту начала курса у него возникают другие дела, либо он начинает его проходить, но не успевает за дедлайнами и бросает, потому что ему неудобно подстраиваться под общий темп. Мы решили, что нужно делать курсы по требованию, чтобы они всегда были открыты и люди могли проходить их в удобном темпе.

Сейчас мы находимся в процессе перехода со старой модели на новую, и на сайте уже можно отсортировать курсы по требованию, к которым можно присоединиться в любой момент и проходить как хочешь. Мы надеемся в обозримом будущем все курсы перевести на эту новую модель.

Какие курсы самые популярные?

Наиболее востребованные темы — бизнес и компьютерные технологии. Большой спрос на курсы про личностный рост, про саморазвитие. Один из самых популярных называется Learning How to Learn — про то, как мозг усваивает информацию и как правильно учиться сложным предметам. Он уже доступен по требованию и показывает очень хорошие результаты. Его автор — большой энтузиаст и фанат Coursera, она умеет зажечь аудиторию, и от этого на самом деле зависит очень много. Преподавателя важно вовлечь, ему должно быть интересно, ведь в конечном счете для него это тоже отличный способ «прокачать» свои преподавательские навыки и вообще завоевать популярность. Я знаю истории, когда преподаватели Coursera становились настоящими звёздами, о них узнавал весь университет, коллеги, их звали выступать в качестве экспертов и так далее. Это такой хороший способ застолбить за собой определённую экспертизу.

Мне очень понравился курс «Экономика для неэкономистов» от Высшей школы экономики, он недавно завершился и сразу стал самым популярным в России. Это еще один отличный пример того, как живой интерес преподавателя «сделал» курс. Автор активно взаимодействовал с людьми на форуме, у него были очень живые объявления, и в дискуссиях была целая ветка с благодарностями, где люди писали так, будто они не курс по экономике проходят, а смотрят остросюжетный сериал, типа: мы не можем дождаться следующей лекции, ну когда же, когда… Это, конечно, что-то потрясающее, это очень здорово, когда так происходит. Для меня было особенно показательно, что моя свекровь, которая раньше не изучала экономику и не проходила онлайн-курсы, с большим интересом этот курс прошла и завершила его с отличным результатом.

Вы заказываете вузам курсы или размещаете то, что они сами предлагают?

Мы выступаем как консультанты и очень осторожно отбираем вузы, с которыми работаем, чтобы обеспечить хорошее качество преподавания, высокий средний уровень. Дальше университеты, как правило, сами знают, какие у них самые сильные дисциплины, самые сильные преподаватели, и обычно с учётом этого решают, на какую тему сделать курс. Я и Coursera в целом помогаем им этот курс правильно подать, объясняем, что не надо снимать лекцию на полтора часа на белом фоне, рассказываем, как правильно разбить курс на модули. Мы можем заранее сказать, что выбранная тема курса очень узкая, поэтому надо быть готовыми к тому, что слушателей будет не очень много, особенно если узкоспециальный курс ведется на русском языке, а не на английском. Это не беда, просто важно, чтобы у преподавателя были правильные ожидания, чтобы он не думал, что выбрав очень уж специальную тему, он наберёт миллион слушателей. Зато нишевые темы имеют очень хорошие показатели по удержанию пользователей, люди чаще проходят курс до конца, вероятно потому, что действительно знают, для чего они его берут.

Вот есть преподаватель-энтузиаст, хочет сделать свой курс. Куда ему обращаться со своей идеей? Как это технически происходит? 

Мы взаимодействуем всё-таки с вузами, а не с преподавателями в отдельности. Поэтому прежде всего мы должны подписать договор с университетом, что обычно предполагает одобрение руководства вуза. Дальше, как правило, начинается работа с координатором от университета, который занимается вопросами онлайн-образования и в том числе берёт на себя проекты на Coursera. Координатор помогает взаимодействовать с преподавателями, с производственной командой, которая снимает видео, и так далее.

У нас на самом деле есть немало преподавателей, которые собирают аншлаги в университетских аудиториях. Вы общались с ними, им интересно будет выйти в онлайн?

Я очень надеюсь на это. На самом деле, я сейчас активно работаю над тем, чтобы понять, с кем имеет смысл взаимодействовать и как. Тут все зависит, во-первых, от самого человека, от того, понимает ли он, что такое онлайн-курс и зачем он нужен. Во-вторых, от наличия поддержки со стороны университета. Если преподавателю дают ресурсы, и есть команда, которая координирует проект, берет на себя административные задачи и всячески помогает, то ему, конечно, проще на это решиться.

Вообще основная идея всего, что делает Coursera, у меня этот девиз даже на ноутбуке в виде наклейки присутствует, — Learners First. То есть, большая и добрая идея состоит в том, чтобы дать доступ к образованию тем людям, у которых этого доступа почему-то нет. В блоге проекта каждую неделю появляются истории о том, как эти курсы меняют жизнь людей. Есть среди них очень трогательные, действительно вдохновляющие — как две африканские учительницы по несколько часов добирались до единственного в округе компьютера с интернетом, чтобы научиться чему-то, как слушатели после прохождения курса находили работу мечты. Мне в самом деле кажется, что очень многие люди и внутри компании, и в университетах работают именно на эту добрую идею.

14163943_10154363958894627_1971066610_o

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer